Претензия контрагенту должнику – пустая трата времени или необходимость?
В ходе экономической деятельности у партнеров неизбежно возникают разногласия. Тогда их отношения перестают быть взаимовыгодными и прибыльными для одной из сторон. Для большинства случаев предусмотрено обязательное внесудебное урегулирование спора. В этом случае направляется претензия контрагенту должнику. В отдельных ситуациях можно сразу вызывать недобросовестного партнера в суд.
Почему бы просто не вызвать должника в суд
Претензионный порядок изобретен не без причины. Как минимум он позволяет мирно и быстро решить вопрос между сторонами. Внесудебное разрешение конфликта проходит быстрее и с меньшими затратами. Направление претензии контрагенту должнику разгружает судебную систему при условии, что стороны пришли к соглашению.
Не стоит пытаться сразу обращаться в суд, если законодательством предусмотрено досудебное решение для вашего случая. Даже если вы уверены, что контрагент не пойдет на мировую и откажется выполнять обязательства. Так фирма истец только теряет время.
Суд как правило не рассматривает исковое заявление , если законодательством или договором предусмотрено альтернативное разрешение спора для данного случая. Истцу все равно придется направлять претензию контрагенту.
Когда претензия контрагенту необходима
Споры, для которых обязателен досудебный порядок , достаточно четко определены. Законодательство говорит об обязательном предварительном направлении претензии контрагенту, в случаях:
- Имеется денежный или товарный долг (оплата и предоставление услуг)
- Необходимо расторгнуть или изменить договор
- при заключении договора поставки для государственных или муниципальных нужд либо заключении договора в обязательном порядке
- Разногласия по поводу исключительных прав и интеллектуальной собственности
- Некачественное выполнение услуги
- Поставка товара плохого качества
- Товар поврежден в ходе транспортировки
- Иные случаи, обозначенные в договоре между сторонами как обязательные для решения в претензионном порядке
Когда можно сразу идти в суд
В ряде случаев можно обойтись и без претензии контрагенту. К ним относятся:
- Взыскание на заложенное имущество
- Возмещение ущерба
- Установление юридически значимых фактов (например, иск к компании, допустившей ошибку при регистрации юридического лица)
- Компенсация за нарушение судопроизводства
- Несостоятельность и банкротство контрагента
- Корпоративные споры
- Долг менее 500 000 рублей (+ до 100 000 рублей штрафные санкции и компенсации)
Для всех этих споров этап направления претензии контрагенту может быть пропущен. Лучше всего обращаться сразу в суд. На деле юридическим лицам крайне редко удается прийти к согласию при внесудебном решение конфликтов, когда оно необязательно.
Разобраться со всеми нюансами и найти подход, возможно, даже оказать разумное давление самому сложно. Однако, для опытного специалиста в области юриспруденции это не составляет труда. Опыт и знания помогают прийти к согласию с партнером во внесудебном порядке, не затягивая весь процесс.